Русский  
Архив проектов>>

25.04.2013 Ульяна Лопаткина

 

 25 апреля. Четверг. Начало в 20.00

Беназет-зал, Курхаус, Баден-Баден

Звезды мирового балета Ульяна Лопаткина и Андрей Ермаков

представляют спектакль «Три легенды русского балета. Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая».

 

 

 

 

 

 

Трём легендам русского балета посвящается.
Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая.

 

Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая – три главных имени, три главных символа и три главных легенды русского балета ХХ века. Ульяна Лопаткина, пришедшая после них и перешагнувшая в новое тысячелетие, воздает хвалу своим великим предшественницам. Этот концерт – посвящение русскому балету. Партнером Ульяны Лопаткиной выступит cолист Мариинского театра Андрей Ермаков.

Анна Павлова
Анна Павлова – балерина начала ХХ столетия, лицо «Серебряного века». Она была артисткой новой формации и новой утонченной культуры, была знаком нового времени и совершенным воплощением прекрасного. Она завораживала волшебной изысканностью линий, необычайной легкостью, оторванностью от земли и всего земного. В ее танце и даже в облике жили те же художественные идеи, что в поэзии символистов, живописи «Мира искусства», архитектуре модерна, спектаклях Комиссаржевской и раннего Мейерхольда. Высокое мастерство было не демонстрационным, тайным: Павлова поражала не столько блеском техники, сколько одухотворенностью и проникновением в таинственные законы искусства и скрытые смыслы бытия. При этом она была одновременно наследницей старинных, еще романтических традиций, и в то же время эталоном современного стиля.
Знаменитый Седьмой вальс из Шопенианы был поставлен Михаилом Фокиным именно для нее, поставлен быстро, буквально за час, и раскрывал тончайшие грани ее таланта.

Галина Уланова
Галина Уланова – балерина середины ХХ столетия, трагического и противоречивого периода российской истории. При Сталине из нее сделали «икону» советского искусства, объявили главной и лучшей балериной всех времен и народов. И это один из парадоксов эпохи: ведь на самом деле ее искусство официальным вовсе не было. Наоборот: среди общего пафоса она говорила на языке чистой лирики, в эпоху соцреалистического оптимизма несла тему нежной человеческой души, тему беззащитности среди толпы. А в моменты трагедии – тему стойкости, жертвенности, молчаливого мужества. Поэтому, а не только из-за регалий и званий, Уланова была горячо любима народом. Эта особая улановская лирика, исполненная тончайшей нежности и потаенного драматизма, жила и в сюжетных балетах с «историей», и в чистом танце, которого в ту эпоху на сцене было немного. Мелодия Асафа Мессерера на музыку К.Глюка, бессюжетный номер из ее репертуара, может быть прочитана как хореографический портрет послевоенной Улановой.

Майя Плисецкая
Майя Плисецкая – балерина поразительной харизмы. Ее время – вся вторая половина ХХ века, так долог ее блистательный сценический путь. Закончив училище во время войны, став примой в эпоху «оттепели», она оставалась королевой балетной сцены едва ли не до наших дней, перешагнув все мыслимые пределы артистического века.
Она была непревзойденной, виртуозной исполнительницей, и все же главное в ее танце не трюк, но тот огонь, который воспламенял любое ее движение. Ее темой был блеск и вызов – женский, человеческий, художественный, – а ее вдохновением была дерзость и свобода. Свобода и дерзость в том, как она фантастическими прыжками пересекала огромную сцену Большого театра. Свобода и дерзость в том, как ее героини обольщали своих возлюбленных. Свобода и дерзость в том, как она, преодолевая политические препоны, включала в свой репертуар полузапрещенную в СССР современную западную хореографию.
Гибель розы – фрагмент балета, поставленного специально для нее французом Роланом Пети в середине 1970-х.

Ульяна Лопаткина
Ульяна Лопаткина тоже балерина-легенда, хотя принадлежит не прошлому, а настоящему. Легендарна классическая чистота и высокая строгость ее танца, легендарна ее репутация артистки-небожительницы. Путь ее кажется ясным и прямым: стремительное и ровное восхождение, раннее признание и блистательные вершины. Между тем в нем есть и некий изящный зигзаг. Лопаткина в юности начала с того, к чему многие приходят лишь с опытом: она начала с крупных хореографических форм и заставила знакомые произведения звучать по-новому; прославившись в хрестоматийных ролях, она заново прославила своим искусством «затанцованный» классический репертуар. А в зрелости она вдруг пришла к тому, что привлекает юных: к легкости, эксперименту, малым формам. И все же стержнем ее творчества остается классика, а основой – соединение преемственности и новизны. Вслед за Павловой, Улановой и Плисецкой Лопаткина танцует Умирающего лебедя – шедевр Михаила Фокина, в котором каждая из великих балерин воплощает собственный образ.