Русский  
Архив проектов>>

27 апреля 2014 г. Открытие памятника А.П.Чехову

Антон Павлович ЧЕХОВ В БАДЕНВАЙЛЕРЕ

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле».

«Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик»

                                      Антон Павлович Чехов

 

27 апреля 2014 года в рамках международного гуманитарного проекта «Дни России в Европе» в мэрии г. Баденвайлера состоялось торжественное открытие памятника А.П. Чехову, созданного заслуженным художником России скульптором Сергеем Исаковым на средства российских меценатов. Авторы идеи и организаторы события — компания «Арт-Ассамблеи». Проект приурочен к объявленному в Германии году русского языка и литературы.

 

 

Уникальные природные условия края, где сегодня благоухает один из самых изысканных «цветов» Германии – город-курорт Баденвайлер, — по достоинству оценили еще римляне при императоре Веспасиане. Поэтому в 75 году н. э. они построили на краю знаменитого горного массива Шварцвальд роскошный даже по тем временам курорт, использовавший минеральные источники. Сегодня о достижениях древней курортологии напоминают римские термы – кстати, наиболее хорошо сохранившиеся к северу от Альп. Нигде в другом месте на севере Центральной Европы нет такого мягкого климата, как в Баденвайлере. Даже по сравнению с соседними городами микроклимат этот курорта особенно благоприятный.

Архитектурный облик города причудливо складывался веками и сейчас в нем можно обнаружить, пожалуй, приметы всех стилей – от готики и классицизма до модерна и авангарда. Отели, пансионаты, курортные учреждения и частные виллы Баденвайлера утопают в садах и зелени: попадая сюда, отдыхающие сразу забывают о городской суете.

Баденвайлер — место, где запросто могут встретиться люди, которые ни за что не увиделись бы больше нигде, разделённые тысячами километров. Чего стоят одни имена знаменитостей, посетивших этот город-курорт: Фридрих Ницше и Герман Гессе, Томас Манн и Элиас Канетти, Энди Уорхол и Питер Слотердайк…

Неудивительно, что Баденвайлер стал символом удивительных встреч и пересечений судеб: ведь он расположился на границе трех стран – Германии, Франции и Швейцарии. А, если точнее, он находится ровно на полпути между немецким Фрайбургом  и швейцарским Базелем.

…На заре XX века этот небольшой город стал последним приютом для выдающегося русского прозаика и драматурга, впоследствии признанного классика мировой литературы Антона Павловича Чехова. Великий писатель надеялся  использовать здешний чудотворный климат в борьбе с туберкулезом, но болезнь оказалась сильнее. Именно в Баденвайлере летом 1904 года Чехов проводит свои последние дни…

Спустя четыре года после его смерти русские друзья и почитатели таланта писателя (а на родине имя Чехова при его жизни знали все) и в том числе основатель Московского Художественного театра Константин Сергеевич Станиславский, воздвигли в Баденвайлере памятник писателю -  и это оказался первый монумент, увековечивший имя А.П. Чехова. Однако в пожаре начавшейся вскоре Первой мировой войны культура пострадала не меньше людей – и памятник Чехову в на юго-западе Германии спешно отправили в переплавку на военные нужды.

Зарубежная слава пришла к Чехову уже после смерти. Считается, что чеховский бум начался в англосаксонских странах. Так, известный английский писатель Сомерсет Моэм писал, что «восхищаться им — это признак хорошего вкуса… Не любить его — значит объявить себя филистером». А Арнольд Беннет в 1909 записал в дневнике: «Все больше меня поражает Чехов, все больше склоняюсь к тому, чтобы писать много рассказов той же техники» («in the same technique»). Но затем в России случилась Октябрьская революция, вслед за тем мир погрузился во Вторую мировую войну. И лишь, начиная с 1954 года в немецком Баденвайлере вспоминают о своих утраченных литературных традициях. И в разгар «холодной войны» предпринимают шаги к примирению с недавним противником — Советским Союзом, стремясь восстановить в памяти людей имя великого русского писателя А.П. Чехова.

Чехов, начиная с 60-ых годов, стал драматургом, чьи пьесы больше всего исполнялись на немецкоязычной сцене. Его аналитический, свободный
от идеологических пристрастий стиль и его особое видение мира отвечали духу времени послевоенного западного общества и позволяли считать Чехова родоначальником «литературного модерна».

Чехов не принадлежал ни к одной политической партии и превыше всего ценил свободу («мое святое святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода» — говорил сам писатель). Он описывал жизнь такой, какая она есть, без прикрас («люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы и разбиваются их жизни» — так отозвался Чехов о стиле своих пьес). Символично, что Антон Павлович Чехов, как настоящий, большой писатель после своей смерти стал миротворцем, посредником и важным действующим лицом в налаживании дружеских отношений между государствами.