Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

Орган Купольного зала Таврического дворца - историческая справка

 

Орган Купольного зала Таврического дворца

историческая справка

 

  С большой долей вероятности можно утверждать, что история органа из купольного зала Таврического дворца начинается несколько раньше, чем этот дворец был выстроен. 

  25 июня 1779 года Г.А.Потёмкин устроил маскарад и бал с фейерверком на своей даче в «Озерках». Летняя резиденция князя находилась за Александро-Невской лаврой.

  На празднике присутствовала Екатерина II. Во время ужина, «устроенного по обычаю древних, хор певцов под звуки органа пел в честь славной посетительницы строфы, составленные на эллиногреческом языке». Современники неоднократно отмечали красивое звучание органа во время праздничной церемонии: «Сему сладкопению согласовал звучный Орган, столь величественный и столь способный к возвышению Мусийского согласия» (Описание празднества, данногоЕго Светлостью князем Григорием Александровичем Потёмкиным по случаю рождения…Великого князя Константина Павловича. – В кн.: Академические известия на 1779 год, ч.2, стр. 325).

  Отметим характеристику органа в «Озерках»: «звучный», «величественный».

  Есть основания полагать, что описанный выше большой орган был построен по заказу Екатерины II известным английским органостроителем Самуэлем Грином, органным мастером короля Георга III, построившим за свою жизнь около 50 органов, в том числе 12 больших инструментов для английских соборов. Первоначально русский императорский двор вёл переговоры через своего посла в Лондоне с органостроителем Александром Каммингсом; после его отказа заказ был передан С. Грину и выполнен им в конце 1770-х годов. (Hopkins E.J., Rimbault E.F. The organ, its history and construction. London, 1855).

  Так как описи императорских дворцов времён Екатерины II не фиксируют наличия в них сколь-нибудь крупных органов, следует предположить, что новый орган сразу же был передан Потёмкину, большому любителю музыки.

  Более поздние описания органа Таврического дворца, указывающие на позолоченные трубы на проспекте инструмента, говорят о его английском происхождении, т.к. нанесение сплошной позолоты на трубы фасада являлось в XVIII веке важнейшем отличием британского органостроения. Это заставляет заключить, что, вероятно, именно этот инструмент был перенесён в выстроенный Старовым в 1780-х годах новый дворец князя Потёмкина (Таврический).

  Орган в корпусе красного дерева с раззолоченными трубами установили на северных хорах Купольного зала на высоте 10 метров.  В дальнейшем орган упоминается в связи с праздниками 1791 года и в описи дворца 1792 года

  Этот инструмент использовался на празднике у князя Потёмкина в Конногвардейском (Таврическом) дворце 28 апреля 1791 года в честь взятия Измаила. В описании праздника, сделанном Державиным, сказано: «…наверху вкруг висящие хоры <…> с двумя раззолочёнными великими органами разделяют внимание и восторг усугубляют». Однако Державин ошибался, введённый в заблуждение столь популярной тогда «обманкой», — второй инструмент был нарисован на стене противоположных хоров.

  «Вскоре после ужина высочайшая посетительница, обозрев еще веселящихся, соизволила со всем своим августейшим домом уклониться к покою. Уже подвезены были колесницы: внезапно раздалось нежное пение с тихим звуком органов, нисходящее с висящих хоров, которые закрыты были разноцветными, озаренными ярким цветом стеклянными сосудами. Все безмолвствуют, внимают и обращают всюду взоры свои и, не видя поющих, в приятном восхищении думают созерцать облака или зари, с которых слышалось ангельское пение, сопровождаемое небесною гармониею». (Державин В.Г. Описание торжества в доме князя Потёмкина по случаю взятия Измаила). 

  В 1789 году на службу к князю Потёмкину поступил органный мастер Иоганн Фридрих Гребнер, построивший незадолго то того большой орган Домского собора в Ревеле (Таллинн). Приходской совет собора выдал мастеру блестящую рекомендацию, которая и послужила основанием для его приглашения в Петербург. Предположительно именно Гребнер выполнил монтаж органа на хорах Купольного зала. Однако, его планы простирались шире, чем простое обслуживание инструментов у Потёмкина. Практически сразу он предоставил князю два проекта очень крупных органов, один из которых на 45 регистров предполагалось выстроить в одной из «иноверческих» церквей Петербурга (учитывая размеры органа, это могла быть только католическая церковь св. Екатерины на Невском проспекте или лютеранский собор Петра и Павла), второй орган – 60 регистров (т.е. максимально огромный для XVIII) века предлагался для большого дворцового помещения. При подобных размерах органа это мог быть или Екатерининский зал в Таврическом дворце, или очень похожий зал строившегося в те годы Старовым дворца в Пеле на Неве (разобранного после смерти императрицы). Зная амбициозность князя Григория Потёмкина в планах такого рода можно предположить, что предложения Гребнера могли вызвать интерес, но постоянное отсутствие князя в Петербурге из-за управления новыми землями в Малороссии, а затем его смерть в 1792 году, поначалу отодвигали эти проекты, а потом оборвали их вовсе.

  Орган на хорах купольного зала был не единственным у Потёмкина. По его распоряжению в 1791 году петербургский органный мастер Габран приобретает старый орган-позитив с часами английской работы середины XVIII века часовщика Уинроу. Габран приводит позитив в порядок, мебельными мастерами обновляется корпус органа-часов. Скорее всего, этот небольшой инструмент был установлен в одной из гостиных дворца. В настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце и числится как «часы с органом Таврические». Кроме того, во дворце имелся ещё один орган с музыкальным механизмом (и вероятно, без клавиатуры), поступивший из имущества английской герцогини Кингстон.

  Получивший по смерти Екатерины II Таврический дворец Павел I желая отомстить памяти ненавидимого им Потёмкина, превратил парадные залы дворца в манеж и конюшню. Ненужный орган продолжал стоять на хорах Купольного зала, пока приказом императора в 1800 году не был передан Мальтийским рыцарям в католическую церковь, выстроенную Кваренги при Воронцовском дворце, служившим резиденцией мальтийского ордена.

  В XIX веке инструмент с раззолоченными трубами в корпусе красного дерева (позже перекрашенный в белый цвет) несколько раз упоминался в литературе и описаниях Мальтийской капеллы.

  Орган в капелле был установлен сразу же по окончании её строительства, он представлял собой «помещенный на хоры на правой стороне от входа в Церковь, станок красного дерева, который в последствии для симетрии выкрашен белою краскою, с двойными дверцами и замком, флейты позолоченныя. Сей орган находился прежде в Таврическом Дворце, а потом подарен Мальтийской Церкви блаженной памяти Государем Императором Павлом Первым». (Российский государственный исторический архив (РГИА), Ф.822, Оп.12, Д.2840, Л.5 (орфография оригинала сохранена)).

  По-видимому, инструмент отличался хорошим звучанием: современники характеризовали его как “прекрасный” ( Лёвшин Д.М. Пажеский Его Императорского Величества Корпус за сто лет. Т.1. СПб: Издание Пажеского Юбилейного Комитета, 1902. С.267) или как “хороший орган” (Раевский Ф. Петербург с окрестностями. СПб, 1902. С.200).