Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

21.11.2012 "Музыка в формате диалога" - СМИ,

Выпуск  № 225  от  21.11.2012
Музыка в формате диалога
Полина ВИНОГРАДОВА

В последнее время общественность обсуждает проблемы музыкального образования: недавно завершилась Международная неделя консерваторий, в рамках Санкт-Петербургского культурного форума состоялся Конгресс ректоров европейских высших музыкальных заведений. О достоинствах и недостатках российской системы музыкального образования наш корреспондент поговорила с дирижером Михаилом ГОЛИКОВЫМ. На протяжении трех лет он возглавляет Международный молодежный симфонический оркестр капеллы «Таврическая», в котором играют его выпускники из петербургской Консерватории.

 

– Михаил Сергеевич, на юбилее Консерватории в нашем городе побывали почти все руководители высших музыкальных школ Европы, многое обсуждалось, много было увидено и услышано. Каков, по вашему мнению, результат?

– Любые попытки сближения с коллегами из других стран имеют смысл. За годы существования советской системы у нас практически не было опыта сотрудничества с зарубежными высшими школами. С тех пор остался привкус недосказанности и желание познакомиться с тем, как у них все происходит. Активные попытки сблизиться, которые мы сейчас наблюдаем, – результат нехватки исторического общения. Я как музыкант, прошедший через советскую систему образования, могу утверждать, что в Советском Союзе удалось создать уникальную школу, нигде в мире такой нет. Она формировалась годами и была гораздо лучше адаптирована для нашей страны, чем Болонская система. У нас всегда было больше студентов, желающих продолжить обучение в аспирантуре.

Я имею большой опыт преподавания в Университете культуры и искусств, в Консерватории, кроме того, нахожусь в дружеских отношениях с сотрудниками Художественно-промышленной академии им. Штиглица, где работает моя сестра, и Педагогического университета им. Герцена. И везде обучение основано на передаче традиций из поколения в поколение: есть сформированные годами правила, которые надо соблюдать. Таким образом, молодые люди (особенно творческих специальностей) гораздо прочнее связаны друг с другом, чем европейцы. Не случайно практически в каждом петербургском вузе есть какие-то свои школы и направления. Что касается оркестрового факультета Консерватории, где я преподаю, каждый его выпускник запросто может работать в любом оркестре нашей страны.


– Скажите, а ваших студентов с их музыкальными пальцами призывают служить в армии или они получают отсрочку?

– Отсрочка дается только один раз. Это значит, что молодой человек, заканчивающий музыкальный колледж в восемнадцать лет, после первого курса Консерватории должен отслужить в воинских частях. В военный оркестр идут только духовики. А, допустим, струнник, который до того в тепличных условиях занимался музыкой по шесть – восемь часов в день, идет служить и за год теряет все навыки. Получается, что государство столько лет напрасно вкладывало деньги в его образование! Немногие находят в себе моральные силы вернуться на прерванный путь.

Хорошо бы давали отсрочку до момента окончания Консерватории. Я понимаю, что единовременно совершить такую реформу тяжело, но государство все-таки прислушивается к мнению деятелей культуры. Другое дело, что стоит освободить танцоров и музыкантов от армии, сразу же поступит масса требований от людей других специальностей. Если не ошибаюсь, сегодня отсрочка дается только священнослужителям на время становления в своем сане. Хотя полученные в Духовной академии знания за год не растеряешь, в отличие от музыкальных навыков.


– В начале декабря молодежный оркестр капеллы «Таврическая» отметит третий день рождения. Расскажите, что интересного в жизни ваших подопечных случилось за прошедший год.

– Да, три года нашему коллективу исполнится 7 декабря, за это время проделана огромная работа. За год мы выпускаем, как правило, более полусотни программ, даем около восьмидесяти концертов в разных городах. В этом году записали семь компакт-дисков. Например, в начале 2012 года издали альбом с симфоническими версиями песен Бориса Гребенщикова, которые сделал Вячеслав Гайворонский. Мы с Борисом Борисовичем планировали вместе сделать презентацию диска, но Академическая капелла нас опередила. С Гребенщиковым было очень интересно работать, у него потрясающие мелодии и самобытные интонации. Ребята из нашего оркестра увлекаются рок-музыкой, и мы обязательно будем продолжать поиск в этом направлении. За этот год с кем мы только не выступали! С гитаристом Фрэнсисом Гойей играли в Петербурге и в Ярославле, сейчас работаем над совместным диском. С тенором Алессандро Сафиной, с Игорем Бутманом и многими знаменитостями академического жанра, в том числе с Еленой Образцовой.


– Классическая музыка – это все еще закрытый элитарный мир или и сюда проник шум массовой культуры?

– В России и в Европе абсолютно разный подход к академической музыке. За рубежом это действительно элитарный сегмент рынка, забава для богатых людей с пометкой «люкс». Там в оперу ходят люди с большими банковскими счетами. Поэтому классика – прибыльный продукт, который хорошо и выгодно продается. Европейские оркестры не нуждаются в государственном обеспечении, поскольку их спонсируют частные компании, и полностью окупают свои затраты.

У нас к классической музыке другое отношение, во многом потому, что в советскую эпоху классика стояла во главе идеологической пропаганды. После распада Советского Союза наступили трудные времена и музыкантам надо было как-то выживать, они играли в ресторанах. Сейчас в нашей стране, как мне кажется, наблюдается ренессанс классической музыки. Но она никогда не станет элитарным искусством. Хотя бы потому, что в России нет сформировавшихся социальных слоев. Подавляющее большинство ведут весьма скромное существование – и те, кто слушает музыку, и те, кто ее исполняет. Потому и установилось доверие между слушателями и исполнителями.

Особенно это заметно в регионах, куда я часто выезжаю с гастролями. Я вижу колоссальный интерес к классическому искусству: билеты на концерты нашего оркестра мгновенно распродаются. В театрах стали чаще ставить оперу. Если раньше народ предпочитал балет, то теперь в иерархии народных предпочтений опера находится на верхних позициях. Постепенно стала появляться обученная публика, спустя более двадцати лет после того, как была разрушена практика филармонического обучения, существовавшая в СССР. Сегодня восстановился диалог слушателей и музыкантов. Во многих региональных филармониях появились образовательные программы.

Накануне Дня народного единства мы играли в московском храме Христа Спасителя, а на следующий вечер у нас был концерт в отремонтированном после пожара Театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Это был благотворительный концерт в пользу детей, слепых от рождения. Они, конечно, потрясающие. Одна девочка лет тринадцати подошла ко мне и сказала: «Сегодня моя жизнь изменилась, и я поняла, что так много в жизни не знаю!». Тогда я понял, для чего и для кого я работаю.


– В регионах, вероятно, не хватает средств, чтобы повышать культурный уровень своих жителей и обеспечить необходимые условия для работы областных и провинциальных оркестров.

– Культурная революция должна быть горизонтальной, а не вертикальной. Пригласили Теодора Курентзиса в Пермский театр оперы и балета и тем самым подняли статус театра. Какой смысл в таких преобразованиях, если далеко не все люди из окружающих деревень могут себе позволить купить в него билет? Надо же и в окружающие деревни ездить с концертами, постепенно образовывать людей. Но все сводится к денежному вопросу. Несколько моих музыкантов уехали в Пермь, в оркестр Теодора Курентзиса, где им предложили сто двадцать тысяч рублей в месяц. Поскольку у нас зарплата не превышает двадцати тысяч, я их дружески отпустил. К тому же знаю, что им надо заработать на новые инструменты.


– Какие планы у Международного молодежного симфонического оркестра капеллы «Таврическая» на следующий год?

– Сразу же после того как мы отметим свой день рождения, у нас пройдет серия концертов по Ленинградской области в рамках Всероссийского фестиваля им. А. Петрова. Потом выступим вместе с норвежской певицей-клоуном (кстати, дирижер-клоун Мелвилл Тикс тоже норвежец), у нее будут две программы – для взрослых и для детей. Затем мы отправимся в наш первый гастрольный тур по Китаю на две недели, во время которого капелла «Таврическая» дважды исполнит стадионные концерты вместе с самым знаменитым певцом в Китае.

После Нового года нам предстоит озвучивать творческий вечер кинорежиссера Андрея Эшпая, в котором прозвучат мелодии из его кинофильмов и мировая премьера – концерт для бассетгорна. Этот редчайший сегодня инструмент – предшественник кларнета, на нем играли во времена Моцарта. Сегодня бассетгорны изготавливает только один человек в мире, и всего лишь несколько музыкантов владеют техникой игры. В наш город приедет Роберт Шебеста, виртуоз бассетгорна из Чехии.

И, конечно, хотелось бы запустить благотворительный проект в детских больницах, а также попробовать новый для себя формат диалога – студенты технических специальностей спорят с музыкантами из Консерватории.