Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

2 апреля 2013 Интервью с М Голиковым и А. Сахно

№58 02.04.2013

Михаил Голиков, дирижер: Скоро студентов для музучилищ будем ловить на улицах

Международный молодежный симфонический оркестр капеллы «Таврическая» -- постоянный участник мероприятий, проводимых не только в России, но и за рубежом. И все они – первой величины: выступления в Кафедральном Соборном храме Христа Спасителя и Царскосельском лицее, концерты в рамках Русской недели в Каннах и театре дю Шатле под патронатом президента Франции.
В Москве оркестр побывал лишь сутки, выступив на детской ассамблее «Весенняя фантазия», но его дирижер Михаил ГОЛИКОВ и президент компании «Арт-Ассамблея» Алена САХНО нашли время побеседовать с корреспондентом «Подмосковья» Наталией МАРГИЕВОЙ.

- Какие вы ставите перед собой цели, проводя эту ежегодную благотворительную акцию?
Михаил Голиков: Самое главное – приобщить к творчеству детей, сидящих в зале и слушающих выступления своих ровесников с симфоническим оркестром. Ведь те, кто сидит в зале, тоже одаренные и связанные с гуманитарными дисциплинами дети. Кто-то их них станет известным музыковедом, кто-то – пианистом.
Алена Сахно: Так уж складывается, что в средствах массовой информации большое внимание уделяется помощи больным детям. И это совершенно правильное и неотъемлемое направление. Но не менее масштабными должны быть мероприятия по поддержке талантливых детей. Именно они – будущее страны. Быть может, юный танцор или флейтист в более зрелые годы себя полностью не реализует в области, которой он занимался с детства, но закладка с ранних лет нравственных качеств, гармонизация внутреннего мира у него сформируются. И если ребенка развивают творчески, то из него уже скинхеда не будет.
- Вы работаете с молодыми музыкантами. Почему?
Голиков: Я принципиально отталкиваюсь именно от молодежи, открывая новую страницу в музыкальной истории страны. А совсем юные музыканты это могут делать ярко и импульсивно, потому что им хочется очень много чего преодолеть и показать. Их профессиональное выражение происходит на все сто процентов, свою отдачу они нисколько не откладывают впрок. И юношеский максимум позволяет работать в разных плоскостях: мы записываем диск с Борисом Гребенщиковым, джазменами и играем историческую музыку екатерининских времен.
- С какими проблемами в музыкальном пространстве вы сталкиваетесь?
Голиков: Во-первых, это дефицит кадров. Причем их нехватка подошла к критической кульминационной точке. После развала Советского Союза мы растеряли педагогический состав. По разным причинам несколько поколений педагогов окончили консерваторию, но преподавать не стали. Так за двадцать лет прошли мимо целых четыре генерации! Никто не смог передать традиции, сформированные за много лет. И нас в сфере классической музыки ожидает катастрофа. Я преподаю на уровне среднего и высшего образования в музыкальном колледже имени Мусоргского и Государственной консерватории в Санкт-Петербурге: так вот, вынужден признать, что у нас чудовищный недобор. И если в консерватории мы с набором учеников худо-бедно справляемся, то для училища, поставляющего в консерваторию будущих студентов, скоро придется бегать по улицам и затаскивать молодых людей чуть ли не силой. Если, к примеру, взять Санкт-Петербург, то открытие новой сцены Мариинского театра повлечет за собой грустную ситуацию. Художественный руководитель театра Валерий Гергиев, которого я глубоко уважаю, намерен активно использовать эту сцену, давая по три спектакля в день, и для этих целей собирается набирать и дополнительный оркестр. Сейчас требуется порядка 200 музыкантов. Так вот если такое количество удастся набрать, то в Петербурге одновременно перестанут существовать пять-шесть оркестров. Исход из них музыкантов неминуем. Более того, в новый оркестр Мариинки уйдут и большинство студентов. А значит, можно закрывать и целое отделение инструменталистов, потому что учится и в то же время играть в театре очень трудно. Вторая нависшая угроза – отсутствие внимания со стороны государства. От него тоже зависит, как нам пережить это кризисное время. Конечно, госфинансирование есть, но оно уходит на самые большие и знаковые проекты, а по музыкальной системе не распределяется.
- У вас постоянные гастроли. Что особенно запомнилось из заграничных турне?
Голиков: Совсем недавно ездили с концертом в Китай. Китайцы очень хорошо впитали советскую культуру, она им очень близка. И в Поднебесной очень любят музыку Андрея Петрова, знают наизусть фильмы Эльдара Рязанова, для которых Петров писал музыку. Название фильма «Служебный роман» китайцы вообще произносят по-русски! Там почти не знают голливудское кино, зато наше для них, как родное.
- Буквально на днях Ливерпульский оркестр заключил бессрочный договор с Василием Петренко (он, как и вы, уроженец Санкт-Петербурга. Помимо этого, Петренко руководит Национальным юношеским оркестром Великобритании). Не обидно, что нашим талантливым педагогам мы не можем создать необходимые условия для работы в своей стране?
Голиков: Да, 36-летний русский дирижер удостоился редкого для оркестровой индустрии доверия. Но поверьте мне, он возглавил оркестр не потому, что здесь себя не нашел. Но что касается других русских музыкантов, то они даже и за рубежом не нужны. В Европе финансовый кризис ударил прежде всего по культурным и социальным направлениям. Почти во всех странах шенгенской зоны отказались от музыкального образования. Мы через десять дней едем в Голландию с программой развития детей в сфере музыки. В Нидерландах, как это ни удивительно, положение в этой области в десять раз хуже, чем у нас. Детских музыкальных школ практически нет, остались только два оркестра.
- Многие говорят, что на Западе к классической музыке относятся более рационально, как к роскоши. Это как прийти в хороший ресторан и съесть черной икры… А в России музыка - это переживание.
Голиков: В Америке музыка поставлена на коммерческие рельсы – в Штатах принято из всего извлекать выгоду. Там оркестр есть в каждой школе, каждом колледже – а значит, моментально формируется зрительская аудитория. Да, я согласен с вами, что в Европе в понимание классической музыки вкладывают прагматичный смысл. Это объясняется тем, что там давно укрепилась идея о том, что поход на хороший концерт – то же самое, что обладание дорогими машинами, украшениями. Такой вот люкс, потребляемый определенной прослойкой людей. Но томный и тягучий досуг себя уже изживает – старые миллионеры потихоньку вымирают, как мамонты, а их дети и внуки уже оперу не любят. А в России народное искусство всегда активно развивалось параллельно с искусством для элит, они до сих пор между собой пересекаются.
- Нужно ли добиваться популяризации высокой музыки? Может, это ей только вредит?
Голиков: Понятие «высокая музыка» само по себе неправильно. Потому что любая неклассическая музыка – это субпродукт музыки классической. Ни поп, ни рок не появились бы, если бы не рождение классической музыки. Это просто более упрощенные и выгодные жанры, упакованные в другую коробку.