Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

5-летие Органного зала Таврического дворца (МУЗКЛОНДАЙК №2-2016)

Скачать статью
Скачать весь журнал


www.muzklondike.ru

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК  № 2 февраль 2016 Стр.13  

ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ! 

Бессмысленно перечислять проекты Продюсерского центра «Арт-ассамблеи» – их слишком много, и каждый заслуживает отдельного разговора. В рождественские и новогодние дни органную музыку мы слушаем с особым трепетом, замирая от восторга и наслаждения, так что органная тема напрашивалась сама собой. Был и другой повод – приближающийся юбилей Органного зала Таврического дворца. Однако этим беседа не ограничилась.

 Итак, Президент продюсерского центра «Арт-Ассамблеи» Алена ДЕМИДОВА о Князе Григории Потёмкине, органе Таврического дворца, пользе образования, творчестве и многом другом...

 – Пять лет назад в Таврическом дворце Санкт-Петербурга воцарился «Король музыкальных инструментов». Шикарные интерьеры Купольного зала как нельзя лучше подошли монаршей особе. Как сегодня чувствует себя его величество Орган?

 – История органа началась не пять лет назад, а гораздо раньше, когда Таврический дворец еще только проектировался. По масштабам постройки в конце ХVIII века зданий такого уровня просто не было. Князь Григорий Потёмкин Таврический задумывал его как настоящий центр искусств. Огромный Екатерининский зал рассчитан на торжественные церемонии, балы, ассамблеи, маскарады, большие государственные приёмы. Был заложен музыкальный театр с потрясающей акустикой, хорами, органом, целый комплекс с большой парковой зоной, выходом к реке.

 Потёмкин был настоящим просветителем и первопроходцем. Личностей такого масштаба было в истории не много. В своей капелле он органично соединил музыкальные традиции России и Запада. У него был не только европейский орган, но роговая капелла, которую называли еще «русским органом», симфонический оркестр, большой по составу русский хор придворной певческой капеллы, капельмейстером которой служил Осип Козловский. Не секрет, что на службу к князю был приглашён Моцарт, и лишь смерть помешала великому композитору перебраться в Россию. Современный концертный органный зал в Таврическом дворце является своего рода реконструкцией. Возрождение концертного органа опиралось на идеи Потёмкина, так что это отнюдь не современный проект, это «дела давно минувших дней». Это наша дань памяти уму, таланту, фантазии князя Таврического. Прекрасные собрания картин, скульптур, гобеленов после смерти государыни Екатерины Второй были перемещены из Таврического дворца. Так, например, знаменитые часы «Золотой павлин» и беломраморная Венера Таврическая из коллекции Эрмитажа принадлежали некогда Григорию Потёмкину.

 В конце ХIХ века дворец вновь стал центром культурной жизни. Здесь проходила первая флористическая выставка в Российской империи, грандиозная выставка русского портрета, устраивались тематические маскарады, отмечалось столетие со дня рождения Пушкина… В 2009 году по предложению «АртАссамблеи» в честь 220-летия Таврического дворца Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ было принято решение о восстановлении концертного зала и установке органа. На воплощение сложного проекта нами были собраны средства и объявлен конкурс среди ведущих органостроительных фирм Европы. Необходимо было сделать инструмент, не уступающий тому, что был во дворце при Григории Потёмкине, и даже будучи перенесенным в Мальтийскую капеллу на Садовую, - прослуживший до начала ХХ века. Известная испанская фирма Grenzing выполнила заказ в чрезвычайно короткий срок. До этого проекта на территории России и стран СНГ не было не только органов этой фирмы, но и вообще ни одного испанского органного инструмента. Глава фирмы Герхард Гренцинг признан в мировом органном сообществе как блестящий мастер, его музыкальные инструменты установлены по всему миру. Испанцы прилетели для досконального изучения возможностей и акустических особенностей Купольного зала Таврического дворца, и спроектировали вариант инструмента, учитывая серьёзные ограничения по высоте и глубине инструмента, а также округлые стены и сферический потолок. Диспозицию и проспект органа разработал наш петербургский органный мастер Анатолий Погодин. Совместными усилиями было сделано всё возможное, чтобы идеально вписать орган в интерьер исторического зала. В результате был создан уникальный и очень красивый инструмент. В любой точке зала, где бы ты ни находился, создаётся впечатление полного погружения в эпоху и звук тебя обволакивает. На этом органе великолепно звучит музыка ХVII - ХIХ веков. Здесь проводятся не только сольные органные, но органно-вокальные, органно-инструментальные концерты. Мы гордимся, что традиция вокально-органных вечеров в Таврическом дворце была заложена с 2011 года народной артисткой СССР Еленой Васильевной Образцовой, которая выступала здесь вместе с почётным органистом концертного зала Таврического дворца, нашим большим другом Хуаном де ла Рубиа (Испания).

   Так совпало, что открытие Таврического органного зала состоялось 25 февраля 2011 года, в день официального старта Года Испании в России. По предписанию испанской органостроительной фирмы инструмент должен давать несколько концертов в месяц, чтобы его механизмы работали, трубы не застаивались, чтобы всё продувалось воздухом... То есть, наш красавец орган дышит полной грудью вот уже 5 лет! Как правило, мы начинаем концертный сезон 1-го октября, в Международный день музыки. Закрываем его по окончании периода белых ночей. В пик туристического сезона, летними вечерами, зал очень красиво смотрится, когда белая ночь висит над Таврическим дворцом, и сквозь верхнюю анфиладу окон проникает красивый мягкий свет, отражается в золотых украшениях величественного органа. Всё это замечательно гармонирует с той музыкой, которая исполняется, так что концерты в период белых ночей пользуются, пожалуй, особым успехом. Конечно, гостям города, туристам интересно побывать в самом здании Таврического дворца, где располагается сегодня Штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ.

   Санкт-Петербург считается культурной столицей и туристической Меккой России, но здесь, к сожалению, недостаточно концертных залов. В сравнении с Москвой в Питере слишком малое количество театров, музеев и концертных площадок, открывшихся за минувшие четверть века. Так что появление нового Органного зала Таврического дворца в Санкт-Петербурге – это, безусловно, значимое событие для культуры Северной столицы.

   – Как будет отмечаться пятилетие инаугурации? Будет ли официальная церемония, почётные гости, подарки?

   – Конечно. За пять лет мы внедрили «потёмкинскую модель» проведения важных мероприятий, и всегда приглашаем дипломатический корпус. Дипломаты, послы и консулы с удовольствием посещают наши концерты. Этому способствует и определённая концертная политика. Мы приглашаем ведущих органистов из разных стран. Поскольку во дворце сейчас работает Межпарламентская Ассамблея государств СНГ, то и в органном зале мы постарались подчеркнуть международный статус. География исполнителей обширная: Англия, Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Япония, Финляндия, Бельгия, Канада, Швейцария, Швеция, Италия и даже Ватикан.

   Когда случилось ЧП на атомной станции «Фукусима», а это совпало с годовщиной чернобыльских событий, мы обратились к Вере Таривердиевой с просьбой разрешить исполнение знаменитого произведения Микаэла Леоновича Таривердиева «Чернобыль» и порекомендовать нам исполнителя. Этот концерт мы хотели посвятить памяти жертв Чернобыля и Фукусимы. Тут же откликнулся посол Японии, нас поддержало консульство. Было два концерта: один - закрытый, для чернобыльцев и членов их семей, ветеранов ВОВ, школьников и студентов, другой - общедоступный и для прессы. Исполнительницей выступила японская органистка Хироко Иноуэ. Сочинение русского автора, посвящённое нашей трагедии, играла японская органистка. Впечатление было столь сильным, что плакали даже мужчины.

   – Интересно попробовать описать ваш орган. Какой он по звучанию? Мы все повторяем – единственный, уникальный. Но ведь у него есть свой голос, свой характер, свое лицо.

   – Наш инструмент очень благородный, аристократичный и чрезвычайно изысканный. В нём есть регистр «Рождественские колокольчики», это делает его ещё и волшебным. Он не огромный, он может исполнять музыку, требующую очень мощного звучания, но, в первую очередь, рассчитан на камерную классику. Это идеальный баховский инструмент. Игровая трактура отличается лёгкостью и точностью, что дает техническую возможность исполнять барочную фактуру старинной музыки. На нём замечательно звучит французская музыка XVIII – начала XIX века. Конечно, мы относимся к органу практически как к своему ребёнку. Интересна история, как орган «вселялся» в этот дворец. Зал дворца имеет архитектурные особенности - он весь окружён колоннами, воздвигнутыми на незначительном расстоянии друг от друга. Сердце органа, механизм, который является монолитной конструкцией, рассчитывали с учётом того, чтобы протиснуться сквозь колонны. Это была серьёзная проблема, поскольку иного варианта попасть в Купольный зал - не было. В ту зиму в Европе и России бушевали снежные бури, возникали многокилометровые пробки на трассах, было множество аварий. И как раз в пик разгула стихии из Испании по зимним дорогам к Северной Пальмире пробиралась фура с музыкальным инструментом, и транспортировать хрупкий ценный груз нужно было крайне деликатно и бережно, включая температурный режим. Видя в европейских сводках новостей бураны-ураганы, перевёрнутые грузовики и замерзающий автотранспорт, нам оставалось только молиться, чтобы наш «орган» на грузовике благополучно добрался до ул. Шпалерная… Рождественское чудо случилось, все границы были пройдены, орган не без приключений, но прибыл в Санкт-Петербург! И вот настал момент внесения инструмента в будущий концертный зал. Руководитель уникальной операции Алёна Петрова, инженеры, органные мастера, рабочие, сотрудники дворца, все затаили дыхание: зазор между корпусом органа и колоннами с одной и другой стороны был меньше двух сантиметров! Это было похоже на «роды», и у всех присутствовавших было ощущение, что дворец словно раздвинул колонны и впустил орган в свои недра, на место постоянной дислокации. Сейчас, подходя к концертному органу, глядя на эту гигантскую конструкцию, трудно понять, как он попал внутрь здания. Дворец зажил новой музыкальной жизнью, которая с самого начала и планировалась князем Григорием Потёмкиным в ХVIII веке в этих стенах.

   – Вы инициируете множество культурных проектов. У всех них, мне кажется, одна общая черта – эксклюзивность. Наверное, при всём разнообразии среди этого множества есть и самые дорогие, знаковые для Вас?

   – Компания «Арт-Ассамблеи» за 15 лет своей деятельности приоритетными считала просветительство и популяризацию классического искусства. Один из серьёзных экспериментальных проектов, которым мы особо гордимся, - это «АРТ-ПЛЯЖ», во многом повлиявший на «выход» классического искусства в парки, на улицы и площади Санкт-Петербурга. Масштабный фестиваль «Арт-Пляж» впервые был реализован в 2006 году. Всё лето в сердце города в Петропавловской крепости у воды на специально сконструированной огромной сцене со световым и звуковым оборудованием проводились ежевечерние симфонические, джазовые, камерные, хоровые концерты и балетные вечера со свободным доступом для публики! По сути, мы открыли в городе новую концертную площадку под открытым небом. Классическая музыка звучала в уникальной арт-зоне, где естественной декорацией является акватория Невы, дворцовая набережная, трио мостов, купол Исаакиевского собора и Эрмитаж.

   Не менее масштабным стал уникальный проект «ПРОМЕТЕЙ». В феврале 2007-го года более 6 тысяч зрителей в Ледовом дворце Санкт-Петербурга собрались на светомузыкальную постановку с участием нескольких симфонических оркестров, хоров, солистов, звучали произведения Верди, Вагнера, Гершвина, Равеля и Скрябина. В том числе, исполнялась «Поэма огня» с использованием оригинальной свето-музыкальной системы Валентина Афанасьева – исследователя, музыканта и художника, развившего наработки светомузыкального ряда А. Скрябина и Римского-Корсакова. Выглядело это совершенно феерично, очень современно и зрелищно. Потом ТВ ещё много раз показывало этот концерт в выходные и праздничные дни. Но то, что произошло потом…

   – Неужели в два раза увеличилась аудитория филармонических концертов?

   – Через несколько лет свето-музыкальная история вышла на площади, улицы города и особенно «прописалась» в Москве. А ведь раньше симфонических концертов классической музыки на открытом воздухе, за исключением вставных номеров на важных правительственных концертах практически не было! Симфонические оркестры, опера и даже балет стали ныне доступны не только в концертных залах.

   Последние четыре года компания «Арт-Ассамблеи» занимается и масштабными зарубежными проектами. В апреле 2016 года состоится уже пятый Культурно-деловой форум «Диалог ВостокЗапад» в Страсбурге и Баден-Бадене. Наша стратегическая задача – показать всё самое лучшее из Российской Федерации, «золотой фонд» отечественной культуры: оперы, балеты, театральные постановки, изобразительное искусство, литература и кино, познакомить европейцев с высокой классикой и достижениями российских мастеров, что, несомненно, служит укреплению международных отношений и способствует положительному имиджу и качественному позиционированию России в мире.

 

   Беседу вела Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

   Фотографии предоставлены продюсерским центром «Арт-Ассамблеи»

   Полную версию читайте на сайте muzklondike.ru__