5 ноября 2011 года, в Санкт-Петербурге, в Белом купольном (Органном) зале Таврического дворца при полном аншлаге прошел концерт органиста Пицундского храма, лауреата международных конкурсов Луки Гаделии (Республика Абхазия).
Организаторами органного вечера на месте первой Государственной Думы Российской империи – колыбели российского парламентаризма – выступили Капелла
«Таврическая», Компания «Арт-Ассамблея» при поддержкеПравительства Российской Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Также в концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов гобоист Алексей Головин, альтистка Анастасия Нилова и сопрано Диана Петрова. В программе прозвучали произведения Баха, Генделя, Таривердиева, Шумана, Альбениса, Форе, Бутузовой, Марчелло, Брунса, Маршана и Мендельссона.
Настоящей привилегией и невероятной исполнительской удачей для органиста стала возможность игры на единственном испанском органе в России. Именно в Таврическом дворце установлен уникальный барочный орган, построенный одной из лучших органных фирм мира «Gerhard Grenzing S.A.» (г. Барселона).
Факт открытия органа в феврале этого года, в рамках международного проекта «Год Испания – Россия 2011», повлиял и на выбор оригинального репертуара Луки Гаделии. Маэстро
специально для данного концерта переложил для органа и представил вниманию слушателей пьесу знаменитого испанского композитора Исаака Альбениса «Астурия» из его «Испанской сюиты». Выбор музыканта не был случаен. Астурия – историческая гордость, самое независимое и
свободолюбивое княжество Испании, с территории которого началась эпоха освобождение страны от иноземного порабощения.
Именно «Астурии» суждено было стать главной эмоциональной точкой на концерте Луки. Откровенная и таинственная, яркая и динамичная, вдохновляющая и захватывающая дух, – она была исполнена, как говорят истинные ценители иберийской музыкальной культуры, с настоящей испанской страстью – с силой и мощью дуэнде («duende»).
По словам пианистки, лауреата молодежной премии «Триумф» Ксении Зиновьевой, специально приехавшей в северную столицу на концерт Луки Гаделии: «По праву орган считается сложнейшим инструментом – чисто технически при игре на нём требуется не только тонкий слух и умелые руки, но и умелые ноги, и желательно ещё и юркий ассистент. В случае с Лукой Гаделией мы наблюдаем потрясающее владение инструментом. Мало упомянуть пианистическую подвижность его пальцев – в «Астурии» Альбениса, переложенное на орган самим исполнителем, у меня захватило дух при виде того, какую чечётку пришлось вытанцовывать органисту на педалях».
Описывая грани таланта Луки Гаделии, Ксения Зиновьева выделила выдающееся исполнительское мастерство, музыкальную интересность, искусство переложения, артистизм и редкое качество настоящего ансамблиста. «Из авторских переложений на концерте мне посчастливилось услышать «Астурию» Альбениса и Шумановские эскизы, и я оказалась в полном восторге. Шумановская фактура, Шумановский ритмический рисунок – пианисты подтвердят – крайне своеобразны, как минимум. Вспомнив про некоторую «тяжеловесность» органа, становится ясным, что воплотить на нём тончайшее изящество в духе «Арабесок», требует наличия таланта, да ещё какого! Это высший класс, доступный немногим музыкантам», – с восхищением отметила Ксения Зиновьева.
На концерте присутствовали и граждане Абхазии. Для них наиболее значимо было то, что именно в сердце Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств звучала легендарная «Абхазская рапсодия» – переложение для органа старинных абхазских гимнов. Ее величественные ноты словно славили с высокой сцены этой авторитетной международной политической площадки независимый голос Абхазии – «Страны души».
Это уже второй приезд в этом году прославленного абхазского органиста в город на Неве. В июле Лука Гаделия дал сольный концерт в Большом зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, в рамках международного фестиваля «Романтический орган белых ночей», который был с успехом принят взыскательной петербургской публикой.
И на этот раз Лука Гаделия порадовал виртуозным владением инструментом, а зрители смогли по праву насладиться высоким классическим искусством в легендарном Таврическом дворце – одном из выдающихся памятников архитектуры эпохи Екатерины Великой, который обрел свои истинный
исторический облик лишь с появлением в своих стенах благородного «короля музыкальных инструментов». --------
|