Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

История арфы 5

 

Название: Арфа

 

 

Группа:струнный щипковый музыкальный инструмент

Арфа

 

 

 

 

Родина: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии – она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Рано появилась арфа и в средневековой Европе.

Происхождение: произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы.

Тембр: благородный звук и мягкий тембр, басы обладают густым, сочным тембром.

ЗвукоизвлечениеЩипок производится пальцами обеих рук безногтевым способом,  скольжение рук по струнам

Виртуозы: Вера Дулова, Марсель Турнье, Надежда Толстая и др.

Устройство: изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку.

 

Это интересно!

Ирландцы своим символом выбрали арфу, когда британские оккупанты запретили им играть на волынке.

Арфа – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук.

Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером Эраром. Она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Тембр арфы нежный, серебристый, звук несильный, постепенно замирающий.

В средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Изображение арфы даже вошло в национальный герб Ирландии.

Постепенно она стала аристократическим инструментом. Ее богато украшали золотом, драгоценными камнями. Ее нежным волшебным звуком восхищались поэты. В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе.

 В симфоническом оркестре появление арфы придаёт звучанию нарядность, красочность. При помощи ее семи педалей можно воспроизвести чарующую по звучанию музыку.

Арфа

Околдовал меня, не скрою,
изящной плавностью манер
плывущих медленной чредою
мелодий арфы эфемер.
Слились в единый отголосок
перипетии дивных нот.
Свершив, как опытный философ,
моих идей переворот.

 

Мелодию девушка чудно играет, арфистка

Легко она струны перебирает.

Её инструмент так высок и красив,

И льётся прекрасный старинный мотив.

На концерте в середине зала

Вальс чудесный девушка играла.

И спросила я подругу Иру:

«Что за инструмент – похож на лиру»?

На этом дивном струнном инструменте

Играл Эол и на Олимпе боги.

Лишь струн коснётся музыкант, в момент ты

Забудешь все печали и тревоги.

 

Загадки:

Мама как-то мне сказала,
Что её бабуля Марфа,
Очень здорово играла
И на домре, и на…

 

Беседуем с АРФОЙ.

Ваше имя, уважаемый инструмент?
—Меня зовут АРФА
— Ваш возраст?
— Лет, пожалуй, тысяч пять, -десять. а может быть, и все двадцать.. . Кто его знает?
Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
— Ваше происхождение?
— Божественное! Один ученый монах писал в давние времена, что меня изобрел бог Меркурий. Нет, возражал другой: Арфу подарил людям сын Зевса Амфеон. А третий в ученом споре свое отстаивал: это — -инструмент египетского бога Тота.арфа
(Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.)

— Неужели вы всерьез верите в свое божественное происхождение?

Признаться, это очень мне льстит. Так приятно, когда поклоняются твоей красоте! Вам известно, конечно, что древние египтяне писали иероглифами, каждый иероглиф изображал целое слово. Так вот. . . (Голос Арфы стал совсем тихим, гулким и таинственно далеким.) Когда они хотели написать слово «прекрасное», то, представьте, рисовали именно мой портрет.

— Значит, считать вас египтянкой?

— Почему же только египтянкой! Считайте меня также уроженкой Китая, Океании, обеих Америк — Северной и Южной, Европы, Средней Азии. . . Да и был ли такой древний народ, который бы меня не знал?!

— Но кто-то же первым сделал вас?

— Ну, если вы так настаиваете. . . Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент А где много струн — там я, Арфа

лук
Смотрите-ка, какой я была простушкой!
(Арфа залилась смехом.
Всякий смех приходилось слышать: кто похрюкивает, развеселившись, кто пыхтит…

Смех Арфы необыкновенно красив. Он сверкает, переливается, как струи фонтана. Слушать бы и слушать. Но надо ведь и вопросы задавать.)

— Есть ли у вас родственники? (Арфа растрогалась, раскрыла пухлый семейный альбом с портретами музыкальных инструментов. У всех без исключения общая фамильная черта — струны.)

— Вот моя милая сестричка, подруга детских лет.лира
Древние греки звали ее Лира.

Интересную историю лиры можно узнать из мифов.

Греческий миф рассказывает, что лиру изобрел юный Гермес, вестник богов:
однажды он отважился посягнуть на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон, стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их.
Гермесу ничего не оставалось, как во всем признаться перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трех струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.

Другие мифы говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и принес ее в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющий светом», его музыка очищала душу, исцеляла ее, наполняла небесной гармонией. Миф об Орфее и Эвридике рассказывает, что игрой на лире Орфей мог заворожить не только людей: реки останавливали свое течение, птицы, деревья и свирепые животные — все замирали и внимали ее звукам.
Какая чудодейственная сила жила в этом инструменте?..

лютня

А это тоже моя родная сестра по имени Лютня — продолжает рассказывать Арфа.

Лет триста назад была любимицей всей Европы. Но — судьба. . . Вышла на пенсию, поселилась в музее. Правда, в последнее время стала изредка появляться на людях среди других старинных инструментов: то на концерте выступит, то на грампластинку запишется. А это. . . (Дорогой читатель, я приглушу на время голос Арфы. Родственников у нее так много, а впереди еще весь алфавит.)
— Знаете, как бывает, — сказала Арфа задумчиво, — кто-то ближе из родни, кто-то дальше. Лично я близкими считаю те струнные инструменты, на которых играют щипком.

— И последний вопрос: где вы сейчас работаете?
— В симфоническом оркестре, это моя основная работа. Не скрою, люблю красоваться в большом коллективе. Но я не отказываюсь выступать на концертной эстраде и одна. Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле — если нужно кому-то аккомпанировать. . .

Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. Еще со времен своего рождения, она почти никогда не играла мелодий, была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. Под ее аккомпанемент пели певцы, исполняли мелодии на других инструментах -флейте, скрипке, виолончели. Она может изображать и тихое дуновение ветерка и грозные бури. Но в то же время она так нежна, что все громоподобные инструменты умолкают при первых звуках ее дивного голоса.

И хотя родилась он давно (пусть говорят, что ее создал кто-то из античных богов!), но до сих пор остается всегда молодой и прекрасной.
Сейчас она используется как сольный инструмент, правда, играть на ней соло могут лишь настоящие виртуозы.

Это интересно

 Лазерная арфа — электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы.

Лазерная арфа, которая получила свое имя из-за сходства с обычной арфой, впервые была использована JMJ во время концертов в Китае в 1981 году. Китайская публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером (Bernard Szajner) в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые показан публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.

лазерная арфа

 Лазерная арфа известна во многом благодаря концертам и творчеству Жана Мишеля Жарра.

азерная арфа — уникальный и настоящий инструмент на 8 лучей. Используется промышленный лазер с истинной мощностью 50мВт или 100мВТ, развёртка осуществляется сканером на основе специализированного шагового двигателя.

Информативный дисплей на передней панели позволяет задавать ноты каждому лучу индивидуально и управлять работой алгоритмом подавления пульсации

 

 


Арфа на  живописных полотнах:

Муза Мельпомена с арфой. Художник: Неизвестный феррарский художник. Дата: ок. 1460

 

Египтянка с арфой. Неизвестный современный художник

 Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.

Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Шли годы, десятилетия, века. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в Древней Греции и Риме.

 

Джованни Ланфранко Венера, "Играющая на арфе" (Аллегория Музыки) 1630-34 г.г.

 

Данте Габриэль Россетти La Ghirlandata 1873 г.

На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба…

так говорили поэты.

 

Томас Салли Дама с арфой. Портрет Элизы Ридли 1818 г.

Роза-Аделаида Дюкре Автопортрет с арфой 1790 г.

Арфа сохраняет свое значение как типично женский инструмент, своим теплым колоритом, а зачастую и блеском обогащающий оркестровую палитру.

В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе. Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова.

Шарль Монинье. Котята на арфе

Арфу как сольный и как аккомпанирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А. Верстовский, А. Алябьев, М. Глинка. И было кому исполнять сложнейшие партии: ведь классы арфы были открыты в Петербургской (1862) и Московской (1874) консерваториях.

А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Рубинштейн, Ц. Кюи, А. Глазунов, А. Лядов, С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев – все эти композиторы использовали арфу в своей оперной, балетной, симфонической музыке.

 

Даниэль Герхарт Начало

Даниэль Герхарт. Мамина арфа

 Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского. Для арфы написана вариация в «Раймонде» Глазунова. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента. Переложения для нее делали выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная советская арфистка Вера Дулова.

Игорь Грабарь Портрет В.Г.Дуловой 1935 г.

Теперь обратимся к библейскому сюжету «Давид играет на арфе перед Саулом».

Чтобы «вбежать» в тему, откроем в Библии первую книгу Царств — то ее место, где повествуется о том, как злой дух слушал богоставленного царя Саула: и тогда «Давид, взяв гусли, играл — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него».

Рембрандт. Давид, играющий на арфе перед Саулом. 1655-60 г.г.

Первый вопрос: почему «гусли»? К какому бы словарю не обратиться за справкой, всюду гусли прочно прикреплены к Руси и, стало быть, ко временам более юным, чем ветхозаветные.

Второй вопрос связан со словом «играл»: надо ли понимать дело таким образом, что игра Давида была только и чисто инструментальным музицированием?

Все дело в том, что процитирован синодальный перевод Библии, предназначенный русскому читателю. Не то встретим в переводах на другие языки. Так, в латинской Вульгате на месте «гуслей» будет «кифара», а, скажем, в немецком и английском переводах — «арфа». В древнееврейском же подлиннике — «киннор».

Мы не знаем, как звучал этот киннор; археологи пока что не раскопали и не показали нам этот инструмент; и даже его изображения у нас нет (иудейские законы запрещали изображать предметы культа).

Что было делать переводчику Библии? Оставь он термин «киннор», он ничего не сказал бы ни русскому читателю, ни немцу, так как ни в России, ни в Западной Европе этот восточный инструмент не был известен. Требовалась какая-то, пусть отдаленная, но аналогия; инструмент должен был казаться хорошо известным читателю. Так в синодальной Библии появились «гусли», а в Западной традиции закрепилась «арфа».

 

Н. Загорский. Давид играет на гуслях перед Саулом.

Конечно же, игра Давида перед Саулом была вокально-инструментальной. Гусли в его руках были аккомпанирующим инструментом. А действие, которое оказывал он на впавшего в депрессию Саула, было совместным действием и слова, и звуков музыки. Другое дело, что мы не знаем этих слов утешения и, прямо скажем, духовного исцеления. Мы можем только гадать об образах, которые представали больной душе Саула в пении Давида.