Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

рецензия на концерт 16 июня

Концерт органной музыки 16.06.2014

Появившееся вначале, ощущение легкой тяжести звуков прошло довольно быстро, уступив место сильному музыкальному потоку. Но труба… Труба –  это то удивительное, что сделало концерт совсем не таким, к каким зачастую привыкли слушатели органной музыки.  Не таким чинным, не таким строгим, не таким канонным. Труба завораживала, то сливаясь в унисон с мощным звучанием органа, то выделяясь выразительными и переливающимися трелями. Она, как бы уносила слушателя душой к высокому куполу  зала, оставляя в его сознании лишь звук чистый и чарующий.

Знаете, орган заставляет ощущать величие и незыблемость места и времени, труба же дарит шанс прорваться сквозь пространство, и как бы опровергает любую статику мироощущения.

По окончанию музыкального  вечера мне удалось перебросится парой слов с Ольгой Котляровой, как бы завершая, начатое еще до концерта, интервью.

***

- Ольга спасибо огромное за потрясающую программу! А как вам  сегодняшний концерт? Как Орган?

- Орган Таврического дворца всегда находится в идеальном состоянии.

- А, кстати, что значит идеальное состояние органа?

- Понимаете, он же не электронный, он полностью духовой, механический…  И все эти трубы, все его части нуждаются во внимании, в  настройке.  Когда инструмент просто стоит, то от влажности, от температуры, от всевозможных условий и внешних факторов  изменяется сам звук. Все трубы чистятся и настраиваются, иначе они расползаются по строю, тону… Знаете, есть же масса вещей, которые нужно решить. Проблемы возникают  не только с трубами, но и с механикой органа… В целом, все просто: если орган плохо настроен – звучит фальшь.  И ничего с этим не поделать. Здесь же орган всегда великолепен, а звучание на пределе чистоты звука.

- Знаете, я осторожно относилась к органу, с детства…

- Я тоже довольно случайно  приступила к этому инструменту, как вам говорила раньше.  Но это удивительный опыт.

-  Скажите, а сейчас больше на органе выступаете или на рояле?

- В России больше на органе, в Европе – на  рояле. Ведь в Европе каждый второй, можно сказать, играет на органе, а русский пианист ценится на вес золота.

- Как сегодня публика?

- Хорошая. Отзывчивая очень.

- Я обратила внимание, что она сегодня порывалась аплодировать, как в джазе, после всех удачных партий, даже в середине произведения. Особенно относилось к трубе. Подскажите, есть какие-то правила? «Правила аплодисментов» на органном выступлении?

- В конце произведения, классически. В середине не очень хорошо, это может сбить настрой музыканта. Мешать ему.

- Ольга, последний вопрос. Я вот смотрю сейчас вблизи на этого фантастически красивого музыкального «монстра» и не могу не спросить: каково это управляться с такой громадиной после изящного  рояля? Образно говоря, какова разница между музыкальным «Chevrolet Tahoe» и «Smart»?

- Я понимаю, о чем вы. Да, ощущается эта мощь, сила, но больше на психологическом уровне. Постараюсь объяснить. Сам орган звучит, – как бы вам сказать, – статично. То есть,  вы нажимаете клавишу и начинает идти звук. Он не изменен, недвижим. Он начинается и заканчивается в одной той же тональности, на одной и той же громкости. Поэтому психологически иногда бывает сложно воспринимать это звучание, оно влияет очень мощно…

- Заметила, что труба очень оживляет…

- Да, труба как раз вносит дыхание, свежий ветер в исполнение. Ее пронзительность и живость – это то, что по-своему, оттеняет и украшает произведение дуэта.

***

И, вправду, труба и орган вместе это фантастическое дополнение друг друга, это унисон, где орган становится то мощным фоном для пронзительной трубы, то ласковым и снисходительным партнёром .

Хочется сказать вот о чем. Сейчас мир полон технических средств, позволяющих не выходя из дома прослушать любые великие произведения в исполнении самых знаменитых исполнителей. Но мне кажется,  это совсем не про орган. Конечно, слушать его можно и так, через проигрыватель, но вот по-настоящему «услышать» не получится.

Во-первых, орган нельзя рассматривать как просто инструмент отдельно от места его установки. Возможно, именно поэтому слушатель внимая его звукам начинает воспринимать антураж помещения, его архитектурный стиль, его предназначение. Ты как бы впитываешь историю места, где звучит музыка великого инструмента, пропускаешь сквозь себя. Это очень странное, но непередаваемое и где-то сказочное ощущение.

Во-вторых, стоит отметить сам звук. Он ни на одной записи не звучит так, как вживую. Так мощно, сильно. И не всегда это возвышенные, уносящие в небеса звуки. Иногда  это давящий величием тон органа, не оставляющий вокруг ничего кроме своего поистине пленяющего и даже вжимающего в кресло не голоса – грома.

Как заметила Ольга Котлярова, людей можно поделить на две категории: тех, кто любит орган и тех, кто не может переносить его звуков. Что ж, каждому свое. Но в любом случае, хоть раз в жизни орган стоит услышать. И, возможно, выбрав для этого достойный зал и инструмент, на котором выступает талантливый исполнитель, вы уже никогда не сможете отнести себя ко второй категории.

 

Александра Иванова
16 июня 2014 г.